Автомобильные технологии

В результате кризиса 2007-2008 годов Ford Motor Company распродала множество убыточных автомобильных брендов. Среди них оказался и Volvo Car Corporation. Покупателем выступила Zhejiang Geely Holding Group, более известная российским автомобилистам как просто Geely. Окончательно сделка была закрыта в первой половине 2010 года, после чего у многих стали появляться сомнения в безоблачном будущем Volvo. Разумеется, китайской Geely было бы выгодно поглотить все технологические наработки шведской компании, а сам бренд оставить на задворках автомобильной истории. Но спустя три года становится очевидно, что прогнозы скептиков не оправдались. Volvo успела выпустить новое семейство S60/V60, пополнить модельный ряд компактным хэтчбеком V40, а также представить несколько интересных систем безопасности, включая пока еще обкатываемую технологию «дорожных поездов» Sartre (Safe Road Trains for the Environment) и первую в мире подкапотную подушку безопасности для пешеходов, а придворная тюнинг-студия Polestar планирует поставить на поток производство S60 Polestar, который будет на равных конкурировать с суперседанами Audi RS4, BMW M3 и Mercedes-Benz C 63 AMG. В общем, компания не стоит на месте, хотя за 2012 год продажи Volvo и упали на 6%. Очередное изобретение коснулось непосредственно сердца любого транспортного средства — его двигателя. В текущем году шведы планируют начать поставки дизельных моторов с инновационной системой впрыска i-ART. Она должна снизить потребление топлива и одновременно повысить мощность. Производитель традиционно заявляет о сплошных плюсах, но попытаемся выяснить не только очевидные преимущества новой конструкции, но и ее слабые стороны.

Почти все современные дизельные двигатели легковых автомобилей используют систему Common Rail. В грубом переводе с английского языка Common Rail означает «общая рейка», что весьма точно передает смысл сложного нагромождения агрегатов: топливный насос высокого давления в таких ДВС нагнетает топливо в специальную «рейку», или «аккумулятор», откуда дизель может быть поставлен в цилиндры в любой момент времени вне зависимости от угла поворота коленчатого вала. Существенным плюсом Common Rail является и точная дозировка порций: электронно-управляемые пьезофорсунки на системах третьего поколения способны рассчитывать очень мелкие порции, а общее количество инъекций в каждый цилиндр за один такт приближается к десяти. Этой непростой установкой управляет компьютер, и для верного расчета всех параметров работы ему необходимо считывать данные с Common Rail. Важной информацией является давление в общей рампе, ведь именно от него зависит конечная производительность системы. Сегодня в «рейке» установлен общий датчик, однако в Volvo решили снабдить обратной связью каждую форсунку. Дополнительная точность никогда не бывает лишней, и в данном случае она поможет повысить эффективность работы ДВС: при слегка увеличенной отдаче потребление топлива обещает даже снизиться.

Откровенно говоря, давненько Volvo не получали новых двигателей. Из последних новинок можно отметить только бензиновый 1,6-литровый агрегат с пятью цилиндрами, который из-за предельно схожих характеристик можно перепутать с родственной «турбочетверкой» Ecoboost того же объема от Ford. Дизельные моторы Volvo D5 последний раз основательно перетряхивали в 2009 году. После отделения от американской компании шведы решили выделить новые разработки в семейство VEA (Volvo Engine Architecture). Его первые представители появятся на серийных автомобилях осенью текущего года. На новых дизельных моторах и дебютирует перспективная технология, которую в Volvo назвали i-ART. Однако это не совсем так: новую систему придумали не шведы, да и модное i-имя дали тоже не они. Корни этой инновации уходят к японской DENSO Corporation. Еще в 2011 году она опубликовала первые сведения о i-ART. В пресс-релизах компании в точности повторяются все указанные Volvo технические аспекты, а также дается расшифровка названия i-ART — intelligent-Accuracy Refinement Technology («умная технология точности»).

«Повышение давления в системе до исключительно высокой отметки 2 500 бар вкупе с добавлением технологии i-ART может быть описано как второй шаг в дизельной революции. Этот прорыв можно сравнить с изобретенным нами кислородным датчиком (лямбда-зондом) для каталитического конвертора в 1976 году», — говорит Дерек Крабб, вице-президент отдела разработки силовых агрегатов в Volvo Car Group. Он также добавил: «Каждая форсунка снабжена компьютером, который следит за давлением впрыска. Используя эту информацию, адаптируемая система i-ART удостоверяется, что за каждый цикл впрыскивается идеальное количество топлива».

Если судить по заявлениям Дерека Крабба, инженеры Volvo настроены более чем оптимистично. Неужели речь действительно идет о прорыве? Шведы не приводят никаких реальных показателей, демонстрируя лишь красивые графики без размерностей. Зато выгоду успели посчитать в DENSO Corporation, причем еще в том же 2011 году. По словам инженеров японской компании, с внедрением системы i-ART расход топлива должен снизиться примерно на 2%. Не самая большая экономия, особенно если учесть сложность предположительно дорогостоящего оборудования. Экологические преференции не сообщаются.

Специалисты DENSO Corporation не в первый раз становятся двигателями прогресса. Именно они создали первую коммерческую систему Common Rail, которая в 1995 году была впервые применена на серийном автомобиле, хотя одним из ключевых разработчиков этой технологии также стала немецкая Robert Bosch GmbH. На текущий момент обе компании являются ведущими поставщиками оборудования для Common Rail. В ближайшее время DENSO Corporation планирует повысить давление в рампе до 2500-3000 бар с максимальных сегодня 2000 бар. По мнению инженеров, это позволит сделать подачу топлива еще более точной, что положительно скажется на эффективности работы ДВС. Соответствующие моторы в скором будущем появятся как на легковых пассажирских автомобилях, так и на коммерческом транспорте, сельскохозяйственной и строительной технике.

Размещено в Статьи.